Ключевые принципы антикризисной эксплуатации
В условиях перманентного кризиса российской экономики в последнюю пятилетку, когда с рынка ушли шальные нефтедоллары нулевых, подавляющее большинство девелоперских компаний начали судорожно сокращать бюджеты и экономить. С тем же энтузиазмом, с которым раньше отдавались внушительные суммы на различные инновации и дополнительные проекты, владельцы недвижимости стали урезать расходы на, на первый взгляд, неочевидные, но крайне важные вещи – долгосрочную перспективу.
К сожалению, эксплуатация объектов недвижимости попала в список таких «необязательных», по мнению многих, трат. И вместо разумного пересмотра управления и эксплуатации в качестве «антикризисного решения» большое количество собственников стали просто отказываться от такого рода услуг: то ли уповая на то, что ничего плохого с их собственностью не случиться, то ли рассчитывая, что решение проблем по факту обойдется дешевле.
Рассмотрим несколько основных способов сэкономить на эксплуатации, не подвергая себя особым рискам:
— Прошло время универсальных подходов. Собственнику необходимо исходить из своих задач: разные типы недвижимости в зависимости от функционального назначения требуют разной эксплуатации, и нужно понимать, какая проблема самая актуальная в данный момент, и на что лучше всего потратить средства. И желательно все же вырабатывать стратегию совместно с профессионалами, заранее озвучив им сумму, в пределах которой стоит уложиться, чтобы предложенные решения были максимально оптимальными.
— Комплексная или сетевая эксплуатация? Полные пакеты комплексного обслуживания, которые раньше себе могли позволить многие, сейчас слишком дороги. Все больше собственников переходит на так называемую «сетевую модель». Ее особенность в том, что работы выполняются в соответствии с плановым графиком по трем направлениям: профилактическое обслуживание, устранение незначительных неисправностей по заявкам или те, которые выявлены в ходе работы, и деятельность аварийной службы, которая работает в круглосуточном режиме и приезжает по вызову.
— Аутсорсинг или штат? До 2008 года практически все пользовались услугами различных профильных компаний для обслуживания недвижимости, однако же в кризис многие стали отказываться от этого, сочтя, что штатные сотрудники обойдутся дешевле. Такое решение далеко не всегда оправдано: содержание в штате нескольких профильных специалистов, которые могли бы оказывать качественные услуги по основным направлениям, может обойтись дороже, чем абонентское обслуживание у управляющей компании, но по сокращенному графику. И наоборот: для небольшого объекта выгоднее будет иметь хорошо обученного сотрудника. Кстати, стоит отметить, что обучение персонала – это долгосрочные инвестиции, и зачастую «вырастить» специалиста дешевле, чем взять на работу высококвалифицированный кадр.
— Пересмотр графика работы персонала. Зачастую для того, чтобы существенно снизить нагрузку на бюджет, требуется банальная оптимизация режимов работы технического персонала. В условиях стесненных средств стоит выбрать тот график, который позволяет экономить, сохраняя весь необходимый функционал: например, вместо круглосуточного режима перейти на присутствие персонала только по рабочим дням, либо по особому графику, либо по вызову. Допустим, если слабое место здания – это водные коммуникации, а проводка находится в надлежащем состоянии, логично, что в таком случае услуги сантехника лучше оставить в полном объеме, тогда как электрика можно вызывать по необходимости.
— Экономьте, но не на компетенции. Неграмотное обслуживание может стоить в перспективе гораздо дороже, чем своевременные траты на эксплуатацию: предупредить всегда дешевле, чем устранять последствия локальных катастроф, и консультация технического специалиста и его плановая ревизия – это не то, чем стоит пренебрегать.
— Имейте в запасе проверенную аварийную службу на случай крайней ситуации. Если совсем нет финансов на минимальную поддержку – лучше законсервируйте объект до лучших времен.