Своим опытом в части эксплуатации систем вентиляции делится генеральный директор «УК СИСТЕМА» Евгений Викторович Якушин.
Из всех существующих инженерных систем здания вентиляция, пожалуй, является самой незаметной. Подобно дыхательной системе человека, пока она работает нормально, на нее едва ли обращаешь внимание. Но стоит чему-то пойти не так – подхватить насморк или, не дай бог, воспаление легких — и вот уже она занимает все ваши мысли. Ведь по помещению ползут неприятные запахи, у людей от духоты начинает болеть голова, нарушается режим хранения товаров… Единственный способ избежать всего этого – грамотное и своевременное обслуживании вентиляции. О нем и пойдет речь.
Итак, постгарантийное техническое обслуживание систем вентиляции носит профилактический характер. И заключается оно в регулярном наблюдении за их состоянием, текущем регулировании их работы, наблюдением за параметрами воздуха в помещениях и параметрами приточного воздуха и выявлении и своевременном устранении возникающих в ходе эксплуатации неисправностей.
Работы по обслуживанию вентиляции выполняются либо специалистами службы эксплуатации по инструкции, составленной и утвержденной на этапе проектирования вентиляции, либо, что разумнее, инженерами фирмы-поставщика. Последнее, однако, не означает, что сотрудникам эксплуатационной службы про эти системы можно благополучно забыть. На практике эксплуатация этих систем выливается в сложную совокупность действий нескольких человек из различных подразделений, а то и предприятий.
В идеале взаимодействие должно выглядеть следующим образом. Дата проведения профилактических работ в системе вентиляции внесена в сетевой график обслуживания объекта, и с утра для сервис-инженера фирмы-поставщика на вахте лежит пропуск. Он приходит в назначенное время, в вестибюле его встречает представитель эксплуатационной службы и провожает в вентиляционную камеру. Там его ожидает электрик, который уже обесточил соответствующие кабели и готов оказать специалисту необходимую помощь. По окончании работ в венткамеру заходит уборщица, чтобы помочь сервис-инженеру навести порядок, и кто-то из менеджеров эксплуатационной службы, чтобы принять работу и подписать соответствующий акт.
Это идеальная ситуация. Реальность российская более сложна и бестолкова. Представитель поставщика вентиляционного оборудования звонит на объект, чтобы договориться о плановой профилактической работе, его неоднократно посылают подальше со словами «У нас сегодня дурдом, не до вас, звоните позже». После нескольких переносов визита сервис-инженера он переключается на другие объекты — у него свой график. Именно в тот день, который расписан буквально по минутам, ему звонят со злополучного объекта и требуют появиться. Видимо, специалист эксплуатационной службы, отвечающий за вентиляцию, получил нагоняй от начальства и развернул бурную деятельность. Сервис-инженер с огромным трудом находит «окно» в своем графике и приезжает. Его никто не ждет, пропуск не заказан, он долго скучает в вестибюле.
Наконец приходит менеджер или другой представитель эксплуатационной компании (службы) с видом человека, оторванного от важнейшего дела. Начинаются поиски ключа от венткамеры. Он должен быть у коменданта, но того постоянно таскают по совещаниям, и одному Богу известно, кому он передал право распоряжаться ключом. Наконец, выясняется, что ключ может быть у сантехника. Сантехник с важным видом просит подождать, куда-то пропадает на полчаса, возвращается ни с чем, ему еще пару раз напоминают о ключе… В конце концов, с превеликим трудом ключ находят. Вся троица шествует на чердак. Дверь в венткамеру обнаруживают открытой: «видимо, забыли запереть в прошлый раз»…
По окончании работ сервис-инженер два часа ждет коменданта, чтобы подписать акт о выполненной работе. Тот появляется, просит еще подождать, потом соизволяет принять человека, смотрит на акт, как баран на новые ворота, долго созванивается со своими техническими службами в попытках выяснить, что это такое, и не посадят ли его в тюрьму за подпись, наконец, ставит долгожданную закорючку. Возвратившись на работу, сервис-инженер жалуется своему руководству на бестолково потраченное время. Ему отвечают, что это важный клиент, который, как известно, всегда прав, что надо находить к нему подход и вообще уметь работать с людьми. Вот такая грустная история. Заметьте, описание идеальной ситуации занимает гораздо меньше места и требует меньше слов, чем рассказ, основанный на наблюдениях действительности.
Если же служба эксплуатации выполняет работы собственными силами, то ее специалистам предстоит столкнуться с рядом нюансов. Обычно в плановое техническое обслуживание вентиляции входят уход за внешним видом системы, проверка крепления воздуховодов, узлов и агрегатов, проверка работоспособности контрольно-измерительных приборов и регулировка клапанов воздуховодов. Также важно выполнять проверку натяжения ремней у вентиляционных агрегатов, замену смазки трущихся частей и, проверку заземления.
Помимо текущего обслуживания, по результатам диагностики вентиляции, которая проходит не реже раза в год, может быть назначен и планово-предупредительный ремонт системы. Во время плановой диагностики также проверяется проходимость каналов, состояние вытяжных решеток, герметичность чердачных коробов и шахт и зонтов над шахтами. Ремонт же, как правило, включает в себя разборку, осмотр и сборку отдельных деталей и узлов, замену отработавших или сломанных частей и деталей и последующий запуск и испытание восстановленного оборудования.
Вообще, планово-предупредительный ремонт принято разделять на три категории, в зависимости от сложности и объема: текущий, средний и капитальный. Текущий ремонт производится без демонтажа оборудования, и главным образом, направлен на устранение мелких неисправностей, повреждений и дефектов в работе вентиляции, а также на замену износившихся деталей. Со многими задачами текущего ремонта можно справиться в течение одного рабочего дня. Например, очистка воздушных заслонок от пыли и грязи, очистка или замена воздушных фильтров, промывка калориферов приточных установок, очистка защитных сеток на воздухозаборах от пуха и пыли едва ли займут много времени.
Если же в системе обнаруживаются крупные поломки, а из строя выходят целые узлы и агрегаты, то здесь уже проводится капитальный ремонт системы с демонтажом оборудования. Его отправляют в специализированную мастерскую или на завод-изготовитель, где все критичные для работы детали заменяют или восстанавливают.
Средний ремонт предполагает частичный демонтаж оборудования. Решение об отправке на завод или обслуживание и ремонте системы на месте принимается в зависимости от характера поломок и повреждений.
Впрочем, эксплуатация систем вентиляции – это не только диагностика и ремонт. При грамотном инженерном подходе к вопросу можно значительно повысить энергоэффективность, а значит – сэкономить. Так, например, регулирование подачи воздуха в воздуходувку или вентилятор с помощью шиберной заслонки на всасывании, а не нагнетании позволит сэкономить до 15% потребляемой ими электроэнергии. Очень серьезная экономия энергии (до 70% от потребления) в системах вентиляции достигается при установке блокировок вентилятора воздушных систем с механизмами открывания дверей. Зачем тратить энергию на вентиляцию, если открывание двери уже обеспечивает автоматическое проветривание помещения? Так же до 30% энергии, потребляемой вентиляционными системами, можно сэкономить путем применения частотного регулирования скорости вращения вентиляторов.
Естественно, за вновь устанавливаемыми техническими устройствами нужно следить, но для этого и существует эксплуатационный персонал. Не следует жалеть средства на замену устаревших вентиляционных систем новыми, с более высоким КПД. Это окупается: позволяет сэкономить 20–30% от потребляемой ими энергии. Наряду с энергосберегающими мероприятиями в системах вентиляции, подразумевающими работу инженерной мысли, нужно помнить о самом простом, но эффективном. Выключайте вентиляционное оборудование в нерабочее время. Это принесет не менее впечатляющий эффект — экономию вплоть до 50% электроэнергии, потребляемой вентиляционными системами вашего объекта.
Грамотная эксплуатация систем вентиляции не только способствует эффективной и долгосрочной работе системы в целом и отдельных элементов ее оборудования в частности, но и приносит реальную экономическую выгоду. Прививка от «насморка» и «воспаления легких» позволяет вернуть деньги, потраченные на «лекарства» – не следует таким пренебрегать.
Материал опубликован на IRN.ru.