На болезненную для всех жителей Северной столицы тему рассуждает генеральный директор «УК СИСТЕМА» Евгений Викторович Якушин».
Валентина Ивановна Матвиенко покидает пост губернатора Санкт-Петербурга. Горожане ждут оглашения имен кандидатов и предвкушают преобразования, которые проведет новый градоначальник. Первые месяцы любого руководства по закону жанра предполагают положительные изменения. А для Петербурга метод пряника применять требует сама ситуация – недовольство достигло всех мыслимых пределов, поэтому от нового губернатора будут ждать прежде всего действий по реальному улучшению жизни горожан. И оценивать эти действия будут очень критично. Беспроигрышный вариант – обратить внимание на сферу ЖКХ. Во-первых, вопрос действительно затрагивает ежедневную жизнь каждого петербуржца, во-вторых, сферу с более критичным положением дел найти сложно. Изношенность фонда по общероссийским данным составляет около 60%. Цифра для Петербурга, разумеется, выше. Многие здания находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта.
Справиться с задачей хоть сколько-нибудь заметного улучшения положения дел непросто. Сейчас наиболее вероятным кандидатом на пост губернатора считается Дмитрий Козак, по стечению обстоятельств как раз занимающий пост председателя наблюдательного совета Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. На данный момент он — заместитель председателя Правительства Российской Федерации, Министр регионального развития и к тому же ответственный за проведение зимней Олимпиады 2014 г. в г. Сочи. Одним словом, далеко не последнее лицо страны с многочисленными наградами «за плодотворную деятельность», «большой личный вклад в социально-экономическое развитие» и проч. Кроме того, с Петербургом Козак знаком не понаслышке: долгое время жил тут, учился и работал. В 1998 году занимал пост вице-губернатора. В общем, есть надежда, что реформирование под его руководством (возможным) будет происходить по крайней мере осмысленно.
Обратимся к проблемам ЖКХ сегодня. Главные составляющие сферы: содержание и эксплуатация жилищного фонда, водоснабжение и водоотведение, тепло- и электроснабжение, санитарная очистка городов, дорожно-мостовое хозяйство, благоустройство и содержание территорий населенных мест. По официальным оценкам, годовой нормативный показатель объема капитального ремонта должен составлять 4-5%. В действительности этот показатель не превышает 0,4%. Результат: стремительное обветшание жилого фонда. С текущим ремонтом тоже далеко не все гладко: на необходимые работы денег, по словам коммунальщиков, вечно мало. Не лучшее положение в системах тепло- и водоснабжения, где износ составляет более 60%, а значительная часть (до 25%) фондов отслужила свой срок, вследствие чего высока аварийность, возросшая за последние десять лет в пять раз и составляющая 70 случаев в год на 100 км в сетях водопровода и 200 — в тепловых сетях. Трудности не только со старым фондом. По данным исследований, удельный расход тепловой энергии на отопление типовых зданий, построенных за последние десятилетия, превышает аналогичный европейский показатель в 2,5-3 раза. Это свидетельствует о чрезвычайно низкой энергоэффективности наших зданий.
Еще одна проблема – утилизация мусора. Сложившаяся в РФ система обезвреживания твердых бытовых отходов (ТБО) основана на их захоронении на полигонах и неорганизованных свалках (до 98%). Отсутствует раздельный сбор ТБО. Вместе с бумагой, полимерной, стеклянной и металлической тарой, пищевыми отходами часто выбрасываются лекарства с просроченным сроком годности, разбитые ртутьсодержащие термометры и люминесцентные лампы, тара с остатками ядохимикатов, лаков, красок и т.д. Все это под видом малоопасных ТБО вывозится на свалки, которые чаще всего устраивают в выработанных карьерах, оврагах, заболоченных местах недалеко от населенных пунктов, что недопустимо с эколого-гигиенических позиций. Нередко простые свалки называют полигонами, однако они не отвечают требованиям, предъявляемым к сооружению по захоронению отходов, не имеют гидроизолирующего (бетонного, глиняного или другого) основания, препятствующего распространению токсичных загрязнений по водоносным горизонтам. Поэтому сточные воды (фильтрат), которые вытекают из тела свалки в результате воздействия природных осадков и процессов в ТБО, содержат в большом количестве токсичные органические и неорганические загрязнения. Неконтролируемые процессы в теле свалки приводят к формированию болезнетворной микрофлоры, также усугубляющей опасность фильтрата.
Это самые наболевшие вопросы. Решать их нужно. Хотя бы постепенно. Деятельность Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по задумке должна быть направлена на то, чтобы реально реформировать систему ЖКХ. Пока срок жизни Фонда ограничивают началом 2013 года. Финансовая поддержка Фонда для решения проблем ЖКХ Петербургу не помешала бы в очень серьезном объеме. В каком она будет запрошена зависит, опять же от властьпредержащих.
Второй, так сказать, нюанс – невероятная степень коррупции в сфере. До половины бюджета оседает на разных административных уровнях. Простое публичное сравнение реальной стоимости материалов и работ, к примеру, по ремонту крыши жилого дома и сумм, которые проведены по документам, вызовет бурю эмоций у любого нормального человека, оплачивающего коммунальные платежи. Проблема в том, что сведения о бюджетах-сметах сейчас никто не предоставляет, ибо не обязан. Ждем реформы законодательства, поправок в жилищный кодекс, с помощью которых можно увеличить степень ответственности хозяйственников и информационной открытости сферы.
Как процесс будет происходить в Петербурге, в значительной степени зависит от менеджерских качеств губернатора: требований регулярной отчетности по благоустройству города, проверок и «применения кнута» по отношению к отдельным спинам. Доля полезного освоения бюджета должна быть выше. Намного. Продолжаем надеяться и ждать заседания в зале Мариинского дворца.
Материал опубликован на IRN.ru.