Низкая температура, которая держалась в Петербурге на протяжении необычно длительного срока, внесла свои коррективы в работу служб эксплуатации. Всем пришлось работать в усиленном режиме. Некоторым, к сожалению, в экстренном.
О том, какие меры должны приниматься службами эксплуатации в таких условиях, мы спросили у генерального директора управляющей компании «СИСТЕМА» Евгения Якушина.
— Скажите, на какие моменты нужно обращать повышенное внимание службе эксплуатации при существенном понижении температуры?
— Безусловно, прежде всего, это системы отопления, электроснабжения и теплоизоляция конструктивов здания. Пока держатся холода, службы эксплуатации должны увеличить количество технических осмотров системы отопления, принять все возможные меры профилактики аварии, потому как в таких условиях последствия аварийной ситуации серьезнее. Что касается электроснабжения — со сбоями работы сети в жилых комплексах, думаю, знакомы все петербуржцы. В жилых зданиях нагрузка на электросети увеличивается за счет использования дополнительных приборов для обогрева помещений. Общая теплоизоляция подразумевает необходимость отсечь доступ холодного воздуха в помещения и закрыть выход теплого. Естественно эти мероприятия делаются заранее. Ставятся датчики, проводится мониторинг проблемных мест и работы по их устранению. Все давно придумано.
— Почему столько аварий, связанных с системой водо- и теплоснабжения? Где «тонкие места»?
— Тонкое место одно: большинство систем обслуживается по факту наступления проблемы. То есть акцент делается не на профилактике аварий и плановом обслуживании, а на устранении аварий. Это опять же надежда на русский авось. Прошлая зима в Петербурге была практически курортная. В этом году, видимо многие надеялись на такую же ситуацию. Тем более лишних денег на ремонт и профилактику в кризисном году точно ни у кого не было.
— У некоторых, может, не лишние, но были. Тем не менее, они тоже не использованы по назначению. Как вы прокомментируете аварийную ситуацию, произошедшую недавно в Государственной Думе?
— Любое здание подвержено техногенным авариям. Для меня суть аварии одна: кто-то что-то не доделал, не досмотрел. Вообще на качество эксплуатации недвижимости очень сильно влияет человеческий фактор. Системы могут быть установлены и отлажены, но ими должен кто-то управлять, следить за исправностью всех элементов. Здесь не уследили.
— Много сил сейчас у технического персонала самых разных зданий уходит на очистку кровель от наледи. Это возможно как-то предотвратить или уменьшить риск образования сосулек на крышах?
— Во всем мире давно используются антиобледенительные системы. У нас это пока делается лишь в виде исключения. Причины две: финансовая и административная. Покупка и монтаж этих систем пока воспринимается многими собственниками недвижимости как «деньги на ветер», к тому же никто не обязывал собственников их устанавливать. В Москве есть уже практика обременения собственников некоторых зданий установкой антиобледенительных систем за свой счет в целях безопасности граждан. Неплохо бы использовать этот опыт и в Петербурге. У собственников, к примеру, административных зданий, находящихся в центре города и ежедневно пропускающих большой поток людей через свои двери, есть деньги на установку антиобледенительных систем. А у граждан, на чьи головы падают сосульки с крыш — нет.
— Вы говорили о нагрузке на электросеть. Как с ней справляться?
— Только модернизировать оборудование. Больше здесь ничего не сделать. Нужно устанавливать оборудование, спроектированное с учетом повышенных нагрузок на сеть.
— Есть ли какая-то статистика — где больше/меньше аварий. Кто более успешно занимается их профилактикой и устранением?
— Четкой статистики нет, но с уверенностью могу сказать, что там, где за эксплуатацию отвечает профессиональная специализированная организация, аварийных ситуаций на порядок меньше. Слишком велика цена вопроса. Разумеется, речь идет о коммерческом секторе недвижимости.
Опбликовано на Dvoretsky.ru