Нынешнюю ситуацию на рынке многие эксперты оценивают как кризисную, и, хотя по размаху и масштабу она пока далека от той, что была в 2008 году, можно предсказать некоторые тенденции, которые вскоре проявятся в вопросах экономии у владельцев недвижимости – перед ними вскоре снова встанет вопрос сокращения расходов. И сфера эксплуатации будет по традиции на первом месте – увы, как наиболее неочевидная по тратам для большинства. На чем и как можно сэкономить, если расходы на обслуживание недвижимости и так были урезаны до предела еще несколько лет назад, а рост тарифов сегодня опережает даже самые пессимистичные прогнозы?
Современный рынок услуг эксплуатации недвижимости таким, каким мы его знаем, весьма молодой. Его история насчитывает чуть больше десяти лет, и подобная услуга появилась и приобрела популярность вместе с приходом в Россию иностранных девелоперов с их стандартами. Соответственно, формирование этого сегмента рынка проходило под влиянием европейских традиций, и российские компании перенимали не только опыт зарубежных специалистов, но и их принципы подхода к обслуживанию недвижимости. Однако достаточно быстро произошла адаптация к отечественным реалиям, как только на горизонте замаячило резкое снижение прибыли. Если в Европе сокращение расходов на эксплуатацию подразумевает переход к другим режимам и системам обслуживания, то в России собственники предпочитают, как правило, отказ от ряда функций или надежду на традиционное «авось пронесет».
В нынешних обстоятельствах следующее, что может «попасть под раздачу» в плане сокращения расходов на эксплуатацию – это жилищно-коммунальные услуги: электроснабжение, отопление и прочее. Грамотный собственник, воспитанный в духе европейских традиций, в такой ситуации понимает, что, чтобы сэкономить, необходимо сначала потратить. Но мало кто к такому готов. Конечно, у некоторых возникнет большой соблазн пойти по сомнительному и скользкому пути уклонения от оплаты ЖКХ, различным видам мошенничества, перечислять которые даже нет смысла.
Что делать? В непростых условиях стоит обратить внимание на третий, неочевидный путь: японский подход к организации процесса. Так называемый system lean был впервые опробован на конвейерном производстве автоконцерна «Тойота» в 60-е годы прошлого века. Тогда весь мир говорил о «японском экономическом чуде»: продавая свои автомобили вдвое дешевле средней цены на мировом рынке, азиаты умудрялись, выпуская качественный продукт, при этом еще и зарабатывать. System lean – это не просто цепочка управленческих или логистических решений, это, скорее, пересмотр всей концепции от начала и до конца. И подобное применимо не только к конвейеру. Все дело в смене идеологии: малыми средствами и без особых инвестиций удалось и удается до сих пор сокращать расходы за счет отказа от того, что не имеет ценности. Тогда, например, специалисты компании, проанализировав весь производственный процесс, выявили те фрагменты и сектора работы, которые можно убрать без особого ущерба для конечного продукта. Складские комплексы были заменены разумной логистикой, когда деталь подвозили четко в срок к тому или иному конвейеру, механика человеческих движений была отточена до шага, что позволяло экономить в глобальной перспективе огромное количество времени, оптимизации подверглось буквально все!
Да, для России подобное звучит дико. Эта концепция только осознается, но уже сейчас приходит понимание жизнеспособности подобной модели: особенно актуальна она может стать для сферы эксплуатации. Допустим, владельцы тех же бизнес-центров вскоре смогут столкнуться с такой проблемой, как пустующие помещения в связи с сезонным и кризисным оттоком арендаторов. И в таком случае на помощь придет пересмотр концепции обслуживания недвижимости. Зачем убирать все помещения каждый день, если можно приводить в порядок только три активно использующихся? Или зачем отапливать целиком все здание, если можно настроить систему отопления таким образом, что она будет неактивна ночью, когда потребности особой в ней нет, и активна по определенным часам в течении дня?
В непростых условиях, когда изменения на валютном рынке и в геополитической ситуации вызывают у всех игроков рынка невеселые мысли, стоит искать неочевидные решения, которые, возможно, непривычны, но крайне перспективны для бизнеса.